PROFILE КАПЛИ ДОЖДЯ

По словам ее директора Игоря Любомирова этому способствует приверженность выбранному курсу и народная молва.

Питер и так известен своей капризной погодой, а вы еще и компании дали имя «Капли Дождя».

Когда 12 лет назад мы основывали типографию, возникла необходимость ее как-то назвать. Вокруг появлялось бесчисленное множество «принтов» и других фирм со столь типичными именами, не оставляющими, на мой взгляд, в умах потенциальных заказчиков никакого следа. Мы с самого начала решили заниматься выпуском рекламной продукции, работать с людьми творческими, поэтому очень хотелось нестандартного, запоминающегося названия. И «Каплями Дождя» этот эффект был достигнут. Кроме того, рекламный рынок сильно привязан к территории ведения бизнеса, а большинство наших клиентов из Санкт-Петербурга. Следовательно, и имя типографии подбирали характерное.

Почему вы выбрали «рекламную» специализацию? Что в ней привлекло?

Прежде всего организационная структура. Те, кто работает в данном сегменте, не так сильно зависят от заказчиков по оплате, объемам, на эти предприятия оказывается меньшее ценовое давление, чем скажем на производителей упаковки. Цикл изготовления товара небольшой, следовательно, деньги у нас «короткие». В рекламном секторе больше внимания обращают не на стоимость единицы изделия, а на эффект, который приносит продукция. Да и не хочется гнаться просто за объемами, интереснее стремиться к технологическим вершинам, с покорением которых растет уверенность в своих силах.

А кроме рекламной, другую продукцию не производите?

Почему же. Мы печатаем несколько отраслевых журналов тиражами до 5000 экз. Этим клиентам очень важно качество, их продукция, как правило, содержит сложные элементы отделки, которые не «по зубам» большинству наших конкурентов. Такие работы поддерживают производство в мертвый сезон – в январе и летом, когда количество заказов сокращается чуть ли не в половину. К сожалению, фактор сезонности в рекламной полиграфии выражен сильно.

На каком этапе и почему вы решили заняться цифровой печатью?

За развитием данной технологии я наблюдал еще с 1996 г. У клиентов довольно часто возникала необходимость в изготовлении очень маленьких тиражей, и после выхода на рынок два года назад модели Xerox DocuColor 8000 мы решили ее приобрести. Это первая подобная машина с разрешением печати 2400 dpi и способом растрирования близким к офсетному (при условии дополнительного приобретения мощного RIPа).

На покупку повлияли не только пожелания заказчиков, просто нам не хотелось оставаться в стороне от данного процесса. С сожалением отмечу, что персонализация как одно из преимуществ цифровой печати остается почти невостребованной. Спрос есть, он растет, но довольно медленно, и скачка ждать не приходится. Я думаю, что одной из причин непопулярности адресных рассылок служит недоверие к ним со стороны конечных получателей таких писем. И еще отсутствие достоверных баз данных.

Что отличает «Капли Дождя» от других рекламных типографий города?

Наши клиенты не страдают от головной боли (смеется). Люди платят нам деньги и экономят нервы. Не волнуются за судьбу тиража даже особо требовательные. Мы не препятствуем нахождению заказчиков в цехах во время печати их работ, но после пары таких «дежурств» они успокаиваются и занимаются другими делами.

Мы можем гарантировать правильную цветопередачу: построили цветовой профиль офсетной машины и регулярно его контролируем. Чтобы результат нашей работы для постоянных клиентов был более предсказуемым, мы калибруем их мониторы под профиль печатной машины. Все довольны. И, что немаловажно, мы четко соблюдаем установленные сроки.

Предприятию уже 12 лет, а парк печатной техники состоит всего из двух малоформатных офсетных машин. Или дело не в количестве?

Мы не болеем гигантоманией. Многие задают вопрос: «Когда вы купите печатную технику второго формата?». Казалось бы, это естественный путь развития, который прошли многие. Некоторые типографии вообще отказались от третьего формата и перешли на большие. Но нам их действия только на руку: несколькими прямыми конкурентами стало меньше. Формат, в котором ты работаешь, во многом определяет характер продукции. Мнение, что полуформатные машины это некая золотая середина, подходящая для рекламы, периодики и этикетки с упаковкой, долго не давало покоя полиграфистам. Но оказалось, что диапазон использования этой техники совсем узок, потому что этикетку все равно лучше печатать на первом формате, а рекламу на третьем. При общении с коллегами я с удивлением узнавал, что за смену моя маленькая четырехкрасочная Ryobi 524HXX зарабатывает больше, чем оборудование второго или даже первого форматов.

Пока это устраивает и нас, и наших клиентов. Я считаю, лучше делать только то, что ты умеешь, чем делать все как ни попадя. Хвалиться перед коллегами нужно не количеством печатных секций, а качеством изготовляемой продукции, культурой производства. К слову сказать, мы трепетно относимся к поддержанию доброжелательной атмосферы в коллективе. Тогда люди с удовольствием приходят на работу.

На самом деле и без новых машин нам есть к чему стремиться. Например, надо улучшать технологию. В данный момент я серьезно интересуюсь различными программами управления производством и опытом их запуска в отечественных и зарубежных типографиях.

На вашем сайте сказано: «…стремление к совершенству, как в технологии производства, так и в построении общения с заказчиками, вывело нас в число лучших рекламных типографий города». Что дает вам право причислять себя к лучшим?

Во-первых, нам самим не стыдно за то, что мы делаем. Поверьте, это очень важно и для развития компании, и для людей, которые у нас работают. Во-вторых, об этом говорит наша клиентская база: среди заказчиков много известных фирм. Наконец, есть профессиональные награды за победы в отраслевых конкурсах. А это уже мнение коллег-полиграфистов. Кроме того, мы наблюдаем устойчивое увеличение оборотных средств: за последние восемь лет ежегодно на 10–15%.

А как строите общение с клиентами?

Активными продажами почти не занимаемся. Простой обзвон не приводит к желаемым результатам. Мы размещаем рекламу, объявления, но чаще ищут нас: работает реклама «из уст в уста». Многие готовы большие деньги отдать на запуск «сарафанного радио», а мы пользуемся им бесплатно: у нас почти не бывает разногласий с заказчиками, и свое доброе имя мы не портим.

Очень важную роль в поддержании хороших взаимоотношений с клиентами играют опытные менеджеры по продажам. Они не просто принимают заказ, а заинтересованы, чтобы клиент приходил к нам и в дальнейшем. Поэтому и предлагают самые эффективные и выгодные для него варианты. Менеджеры не только принимают заказ, но и отслеживают его похождение, а потом отправляют выполненный тираж клиенту. Последним это нравится, а у нас при таком подходе нет сильного разделения между коммерческим и производственным отделами.

Приходится, конечно, держать большой штат «продажников», потому что постоянных заказчиков порядка шестисот, половина из которых прямые потребители: заводы, рестораны, различные учреждения. Они не профессионалы в полиграфии, поэтому им нужно уделять особое внимание.

На допечатном участке у вас установлен фотовыводной автомат, а это уже вчерашний день...

На протяжении последних восьми лет одновременно с выводом пленок наши prepress-инженеры строят профиль каждого заказа по всем цветам и записывают его на дискету. Печатнику остается поместить диск в машину, регулировка красочных зон происходит автоматически. Первые листы по качеству устраивают 50% заказчиков, но производственные требования выше, поэтому окончательная приводка происходит вручную.

Результат такой автоматизации говорит за себя сам: до 30 приладок за смену. Потому и журналы печатаем, что можем изготовить за день большое количество печатных листов и в итоге предложить приемлемую стоимость.

А для наших шести секций CtP-систему не советуют покупать даже изготовители этой техники. Тем более что в производительности много не выиграем. Так что, пока фотовыводной автомат не доработает свой ресурс, о покупке CtP-устройства думать не будем, ну, может быть, если нам сделают очень заманчивое предложение...

Ваша компания занимает небольшое двухэтажное здание на окраине исторического центра города. Каким образом вы планируете развиваться, ведь для этого нужны совершенно другие площади?

Этот вопрос уже актуален. Были идеи по поиску нового помещения, но с их реализацией спешить не будем: экономическая нестабильность внесла свои коррективы.

А что вы думаете по поводу кризиса?

Больше всего настораживает непонимание из-за чего все это происходит и когда закончится. И чем завершится тоже неясно. Банки заморозили все кредитные программы, а по уже подписанным кредитным или лизинговым договорам подняли процентные ставки. Значит, развиваться будет труднее. Сейчас стоит отказаться от дорогостоящих покупок и позаботиться о других антикризисных мерах. Что будет дальше пока трудно прогнозировать, но будем надеяться на лучшее!

Дмитрий Липавский,
обозреватель журнала PrintWeek Russia.