ЗАГАДКА КАЧЕСТВА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТИПОГРАФИИ

  Лауреатами конкурса стали типографии Москвы, Алма-Аты, Симферополя, Самары, Омска, Ростова-на-Дону, Казани, Красноярска. Но наибольшее количество призов собрали типографии Санкт-Петербурга. В номинации «Рекламный буклет» приз получила петербургская типография — «Капли дождя».

В живом разговоре с директором типографии Игорем Любомировым и его заместителемАлександром Дмитриевым мы говорили о многих особенностях этого предприятия. Но главный секрет успеха с названием «Капли дождя» так и остался для меня загадкой.

И. Л. Когда наша типография только образовывалась, было выбрано именно рекламное направление в печати, как основное. И технология выбиралась под эти цели. Вот у нас небольшой формат печати (В3), и в этом тоже есть свои плюсы. В малом формате не только малые тиражи дешевле, но и качество печати лучше, чем на большем формате. Для этого есть объективные причины - раскат краски лучше, бумага меньше «раздавливается», совмещение цветов точнее. А субъективная причина в том, что печатник успевает охватить взглядом лист целиком, а на большом формате может что-то пропустить.

На наш взгляд, реклама предъявляет максимальные требования к печати. В рекламе важно, чтобы она была не «как в жизни», а лучше, чем в жизни, а еще — лучше, чем у конкурентов.

На самом деле, есть много технологических тонкостей, которые необходимо соблюдать. Мы потратили много времени и сил на тщательный подбор материалов, сочетаний бумага-краска, технологическую отладку каждой операции. Например, для того, чтобы объективно говорить о цветопередаче, купили автоматический спектрофотометр, предлагаем заказчику наши красочные профили и цветопробы на каждый лист его заказа. Цель этого контроля не в том, чтобы потом отстоять наши позиции при каких-то спорных вопросах. Все это делается, чтобы процесс печати стал наглядным и предсказуемым.

Но нельзя зацикливаться только на технологиях. Человек, который возьмет в руки нашу рекламную работу, будет судить о ней не с помощью приборов, а эмоционально. Если видна фактура кожи, четкость линий, краски радуют, глаза девушки с обложки манят и зовут, то качество печати очевидно. Такому изображению верят, и это доверие переносится и на рекламируемый товар.

В этом смысле наши задачи совпадают с целями рекламы как таковой.

Только половина наших клиентов — рекламные агентства и дизайн-студии. Остальные — это прямые заказчики: компании, учреждения, рестораны и т. д. У любого производителя есть своя прагматичная цель: заработать денег, сделать так, чтобы его товар покупали. При этом в рекламе он предлагает не голый товар или услугу, а «простое человеческое счастье»: вам будет легче, вам будет удобнее, будет радостнее, у вас будет меньше проблем.… А на самом деле продают те же памперсы, зубную пасту, машинное масло и прочее. Вот то, с чем мы работаем в рекламе — это именно эмоции. Если думать об этом, тогда у всех наших технологий возникает понятная конечная цель.

Почему у нас в типографии получается много интересной, хорошо выполненной продукции? Мое твердое убеждение, что успешная работа рождается только в результате совместных усилий заказчика и типографии. Для этого необходимо лучше узнать друг друга. Мы всегда открыты и приветствуем желание клиента присутствовать при печати, хотя обычно это не требуется. Чаще это усложняет работу, но зато растет доверие к нам. Мы сами еще при приеме заказа стараемся понять, как заказчик будет использовать эту продукцию, какого эффекта он от нее ждет. В большинстве случаев мы находим новые варианты изготовления работы: как сделать её технологичнее, эффектнее, нужны ли другие материалы, как использовать возможности персонализированной рассылки и т. д. Поэтому и многие дизайнеры с удовольствием идут к нам со своими заказами еще на этапе эскизов, потому что здесь их и поймут, и подправят, и посоветуют. Получается, что эта эмоциональная составляющая действительно для всех очень важна. Да и самим тоже приятно держать в руках нашу продукцию, за свою работу не стыдно.

— Но «эмоциональная составляющая» — категория такая эфемерная. Ведь типография — это, прежде всего, технологии, производственная база, печатные машины. А эмоции — это уже результат.

И. Л. А может быть, с этого все и начинается? Ведь если мы так относимся к делу, то нас никогда нельзя будет заменить большим железным принтером с зеленой кнопкой «Печать».

— И все-таки хочется понять, что лежит в основе вашего качества? Это планка, требования, которые задает директор? Или в типографии сложился такой коллектив? То ли секрет в уровне вашего препресса? А может быть, в уровне зарплаты ваших специалистов?

А. Д. Все это есть. На самом деле, если сосредоточиться только на одной составляющей, допустим, на технической стороне, писать всякие нормативные документы, все равно ничего из этого не получится, если не будет желания коллектива трудиться на пределе.

Я считаю, что у нас гармонично сочетаются все эти факторы — так сложилось. У нас отлажен технологический процесс, работают действительно сильные специалисты препресса: Константин Колляков, начальник производства Алексей Кадамцев. Мы можем действительно предложить заказчику какое-то нестандартное решение. Конечно, за этим стоит большой опыт, знание и т. д. Многие заказчики говорят, что их устраивает сама атмосфера, которую они находят у нас. Ведь часто бывает, что при размещении заказа, у заказчика остается внутренняя напряженность: что не сложится взаимопонимание с типографией, либо ему плохо напечатают, а потом еще не будут с ним обсуждать проблемы, которые возникли при выполнении заказа.

Нам кажется, что мы достигли понимания с заказчиком. Может быть, причина нашего успеха еще и в том, что мы на полшага опережаем заказчика в его желаниях. И по качеству стремимся сделать больше, чем ожидает клиент, даже на стадии, когда мы принимаем заказ. Ведь, казалось бы, чего проще, когда заказчик принес плохо подготовленный макет, можно сказать: «Мы — типография, мы напечатаем то, что есть»… Но мы пытаемся человеку объяснить, что может быть ему стоит доработать буклет, причем необязательно у нас. Чтобы в итоге осталась радость от работы с нами. Наверное, это тоже немаловажный фактор, и поэтому люди идут к нам.

И. Л. Действительно, многие клиенты отмечают, что у всех, с кем они работают в типографии (менеджеры, препресс, печатники, отделочники), они видят искреннюю заинтересованность в результате — это не скрыть. И ни научить, ни приказать это нельзя.

Даже прямые конкуренты иногда обращаются со сложными работами (плашки, заливки, особенно небольшими тиражами). Для нас это не проблема, и мы благодарны им и за заказы, и за доверие. Бывает, мы тоже печатаем на стороне форматы В2 и В1, но обязательно в присутствии нашего мастера печатного цеха, который корректирует работу чужих печатников. Просто отдать заказ и забыть — так пока не получается.

Как-то так сложилось, что мы очень много возимся со сложными буклетами, неудобными переплетами, за которые многие типографии не берутся. И вроде бы их нельзя за это осуждать. Потому что часто даже трудно оценить: какие деньги за такую работу брать. Но обычно все равно беремся, если и немного просчитаемся, то все равно это расширит наши технологические возможности. Но, видно, так уж получается, что для выполнения таких сложных работ мы с заказчиками почему-то друг друга находим. Все меньше у нас заказывают совсем уж простых листовок, плакатиков, где не требуются ни качества, ни изысков. Но зато к нам обращаются все больше людей творческих, с тонким вкусом и безграничной фантазией.

— Да, последний годовой отчет ОАО «ТГК-1» (прежде Ленэнерго), изготовленный в вашей типографии, и на этот раз удивил необычным дизайнерским решением и безукоризненным исполнением.

А. Д. У дизайнеров, которые готовили этот отчет, была великолепная идея сделать его в виде традиционного вымпела — символа достижений, то есть такой треугольной формы, и были жесткие сроки. И когда они принесли нам исходные материалы, выяснилось, что он настолько сложен, даже сверстать его нельзя, если не представлять до мелочей, как это будет печататься. Поэтому по рекомендациям нашего препресса заказчику пришлось макет полностью переверстать, а мы уже напечатали его в том виде, какой хотелось получить в идеале. И в сроки уложились.

Бывает, что когда приходит заказчик и рассказывает, какой он хочет буклет, то сразу хочется сказать, что это сделать невозможно. А потом следом возникает другое желание все-таки попробовать и преодолеть, взять очередную планку, подняться выше. Все время идет тенденция к усложнению продукции: тех же буклетов, календарей. И мы каждый раз стремимся сделать еще лучше, расширить свои возможности.

— Каким тиражом был изготовлен годовой отчет Ленэнерго?

А. Д. Две тысячи на русском языке, и тысяча на английском. То есть отнюдь не штучная работа — и это тоже немаловажный критерий. Наша продукция — это все-таки тиражи, промышленные партии.

И. Л. Что касается оборудования, у нас ничего уникального нет. Правда, оно у нас грамотно подобрано и хорошо сочетается одно с другим. Но иногда требуется дополнительные приспособления, и тогда большое желание и инженерная мысль помогают с этим справиться.

А. Д. Разработчик этой необычной новогодней открытки участвовал в конкурсе на лучшую открытку пивоваренной компании «Балтика». Заказчик большой, солидный, и все хотят для него печатать. Идея сама по себе, конечно, тоже немаловажна. Но чтобы реализовать эту идею, пришлось проделать большую и сложную работу. Наш начальник производства придумал, как это сделать технологично, чтобы все было прочно, красиво и вращалось без люверса. Мы напечатали один экземпляр на цифровой печати, сделали макет. В результате все нам удалось, и заказчик с этой работой выиграл тендер, в котором участвовали многие рекламные агентства. В результате мы выполнили этот необычный заказ тиражом в несколько тысяч экземпляров.

— Ну а теперь о самом приятном — о «Мэтре полиграфии».

И. Л. Приятно отметить, что наше мастерство было оценено как в офсетной, так и в цифровой печати, то есть вне зависимости от конкретной технологии.

В номинации «Цифровая печать» из трех номинантов было выбрано два наших буклета. Получилось, что когда стали объявлять, то и первая и вторая выбранные работы оказались нашей типографии. Я думал, если и третью объявят нашу, то приз точно будет наш. Но все-таки в результате приз достался Омской типографии.

В офсетной номинации «Рекламные буклеты» из четырех номинантов было выбрано две наши работы: корпоративные буклеты фабрики «Гознак» и компании «Евросиб». Конкуренты были серьезные: буклеты Третьяковской галереи и компании Infiniti. И все-таки жюри выбрало буклет «Евросиб», сделанный в нашей типографии.

— Теперь этот приз должен стать предметом вашей постоянной гордости.

И. Л. Предметом нашей гордости являются наши клиенты — им все наши благодарности. Если б не было у них столько задумок, если б они не стремились делать все интереснее и интереснее свою работу, тогда и наши навыки, и наш опыт не к чему было бы приложить.

— Но это же не должно быть самоцелью?

И. Л. Безусловно, это не цель. Мы не кружок каких-то фанатиков-передвижников, а нормальная коммерческая структура. В прошлом году исполнилось 10 лет типографии «Капли дождя». И за это время у нас каждый год был лучше предыдущего: и по деньгам, и по объемам печати, и по прибыли. Но кроме этого, приятно заниматься любимым делом и получать от этого удовольствие.

Главный редактор журнала «Реклама и полиграфия» Сергей Щавинский

«Реклама и полиграфия», № 2 — март 2007